Храм Христа Спасителя, Москва, Россия

Храм Христа Спасителя построили в Москве во имя победы над армией Наполеона в Отечественной войне 1812г. в благодарность Богу за поддержку, а также заступничество, и в память погибшим в боях с завоевателями. Многие памятники во славу победы русского оружия, установленные в 18 столетии, были светского характера. Установили памятник Жукову на Красной площади. К примеру, триумфальные арки, колонны или обелиски. Постройка же церквей-памятников является традицией, которая имеет исторические корни. И. Грозным в честь победы над Казанским ханством был построен в Москве прямо на Красной площади Собор Покрова, а церковь Казанской Божией Матери - это напоминание о подвигах русского воина в 17 столетии, совершенных во время освобождения Москвы от польско-литовского бремени.

Во время решительной победы над наполеоновской армией, в 1812 году 25 декабря императором Александром I был подписан манифест о том, чтобы соорудили в Москве храм в честь Христа Спасителя и также был издан указ Св.Синоду об оглашении 25 декабря торжественным днем в честь освобождения "Церкви а также Державы".

С самого начала идея относилась к заслуженному генералу России М. А. Кикину, и смогла дойти до царя через адмирала А. С. Шишкова. Подобную инициативу одобрил российский император, а также она была встречена искренней поддержкой у широкого класса российского общества, она также была одобрена и аристократией, и простым народом.

Во время осуществления проекта провели два конкурса, где участвовали наиболее знаменитые русские зодчие. Первый проект, признанный наиболее удачным, относился А. Витбергу, как раз он и был выбран императором из 20 предложенных. И уже 1817 году 12 октября на Воробьевых горах, между Смоленской, а также Калужской трассы выполнили праздничную закладку храма. Однако, по истечении определенного времени было выяснено, что участок, который выбрали под строительство, оказался - дефектным - в этом месте проходили подземные ручьи, а это - совершенно неблагоприятное условие для строительства.

Новый проект храма

Когда скончался Александр I, его преемником - Николаем I были остановлены все работы касательно строительства храма, это произошло в 1926г. Однако возвышенное начинание не смогло кануть в безызвестность. В 1832 году в апреле месяце императором Николаем I был утвержден новый проект храма, который принадлежал зодчему К. Тону. Есть версия, что связи А.Витберга с новым государем не сложились, именно по этой причине выбрали новый проект, а также нового зодчего. Место, где должен был строиться храм, Император выбирал лично. На побережье Москва-реки, недалеко от Кремля был расположен Алексеевский монастырь, а также храм Всех святых, как раз в этом месте решили возводить новый храм. Церковные и монастырские строения разрушили, а затворниц отправили в Сокольники. Праздничная закладка новой церкви прошла в 1839 году 10 сентября. Поговаривают, что, когда главная настоятельница Алексеевского храма проведала об этом постановлении царя, она произнесла: "Пусть это место будет пустым!" Так это было или нет, - неизвестно, однако дальнейшая судьба храма складывалась не самым благополучным образом.

Этот Храм Христа Спасителя по всем предположениям должен был стать второй центральной точкой Москвы, которая существовала бы наряду с Красной площадью и Кремлем. Строение возводящегося храма должно было иметь высоту больше 100 метров. Помимо этого, оно сооружалось на Алексеевском взгорье, которое возвышалось над окружностями, благодаря этому храм становился основным доминантном Москвы того периода. Невзирая на имевшиеся градостроительные каноны (в Москве не разрешалось возводить строения, которые бы превосходили по своей высоте колокольню Ивана Великого, высота которого составляет 81 метр), для церкви же было сделано исключение.

Руководить строительством возложили на московского генерал-губернатора князя Д.В.Голицина, состоявшего во главе Комиссии, которая была специально создана для того, чтобы осуществлять это предприятие. Храм создавали самые авторитетные строители, художники и зодчие того времени. Живописные работы проводили российские академики художеств: Суриков, Крамской, Семирадский, Плешанов, В.П. Верещагин, Маковский, Бруни, а также другие. Фасадными скульптурами занимался барон П. Клодт, А. Логановский, Н. Рамазанов. Церковные врата изготовили согласно моделям графа Ф.Толстого.

Государственная казна выделила на сооружение храма больше 15 миллионов рублей - согласно тому времени эта сумма считалась грандиозной. Помимо этого, финансовые средства на сооружение были собраны в церквях со всей России. Параметрами строящаяся церковь впечатляла. Стены храма достигали толщины 3,2 м, высотой от самого основания до креста храм равнялся 103,5 метров, крест имел высоту 8,5 метров. Для храма выбрали византийскую стилистику. У здания была форма равноконечного креста. Стены были возведены из кирпича, а также белого камня, а сверху они были облицованы итальянским мрамором разных сортов, киевским лабрадором и шошкинским порфиром.

Точно также, как и в древних храмах, в двойных стенах были коридоры, которые проходили по кругу всего здания. В коридорах были размещены 177 памятных мраморных плит, где была описана хронология военных событий 1812 г.

Описание внутренних помещений

Изваяния для барельефов выполнялись из протопоповского мрамора, который отличался своей прочностью, невесомостью полировки, и красотой. Основной купол больших размеров согласно проекту был установлен на световом барабане с зеркальными стеклами, опирающийся, в свою очередь, на восьмигранник. С краю от креста возвышались четыре колокольни, которые были увенчаны малыми главами. Чтобы озолотить все купола, крыши и балюстрады было использовано 422 кг золота, а также 176 т. меди. В общей сложности численность колоколов на колокольнях составляла 14, а наибольший колокол имел вес 27 тонн.

Во внутренних помещениях храма, также же была проведена работа с не меньшей скрупулезностью и размахом. Нательная половина стен задекорирована мозаикой и мрамором. Для того чтобы защитить фрески от разрушительных воздействий сырости, строителями была сделана для них основа откосным способом, что стоило очень дорого и было трудоемко (на дистанции примерно 7 см от кирпича на особых штырях скручивались оригинальные панели из густой проволоки, а также пеньки, в дальнейшем которые выравнивались при помощи раствора). В украшении храма превалировали позолота и бронза, ими покрывали перила хоров, алтарные кресты, окаймления икон, канделябры, люстра-паникадило. Из белого мрамора был выполнен Центральный иконостас в фигуре восьмигранной часовни, и увенчан он был позолоченным шатром. Хотите знать больше, прикоснуться к священным источникам? Отправляйтесь в путешествие по Сербии.

Очевидцами новый собор сравнивался с огромным айсбергом белого цвета или же огромной сахарной головой. Белый фасад собора Христа Спасителя можно было издалека наблюдать, и потом уже никогда про него не забыть. Недалеко от храма Христа Спасителя устроили площадь, а также набережную, которая тянулась до Каменного моста, до реки шла широкая лестница, где была установлена "иордань" - это место где проводились церемонии водного освящения. В 1912г. рядом с собором установили монумент царю Александру III, простоявший на том месте почти до 1918г.

Новые сооружения близ храма

В 1880 году 13 декабря храму дали новое название - Кафедральный собор Христа Спасителя, именно для него утвердили духовный причт и штат. По истечении трех лет, в 1883 году 26 мая - во время Дня Вознесения Господня провели праздничное освящение храма.

В 1901г. храм обзавелся своим хором, который очень скоро считался самым лучшим в Москве. Как раз в этом соборе отмечали все важнейшие и праздничные дни, коронования, юбилеи. За непродолжительный временной период храм стал являться главнейшим центром просветительства в Москве. В этом месте учредили богатейшую библиотеку, которая содержала большое количество редчайших изданий, тут же проводили экскурсии, а с 1902г. начинают работать образовательные курсы, предназначенные для рабочих. Все пожертвования, собиравшиеся храмом, шли на помощь нуждающимся.

В 1918г. властью молодой республики был издан декрет "Об том, что церковь должна быть отделена от государства, а также школы от церкви", тем самым храм остался без поддержки и помощи государственной власти. Для того чтобы храм не пришел в упадок, согласно благословению Св. Московского Патриарха Тихона создали благотворительное общество, заботившееся о судьбе святыни.

Самый первый шаг, когда стали уничтожать храм - это демонтаж монумента царю Александру III. В соответствии с постановлением властей, монументы монархам, а также их слугам не являются историческими и культурными ценностями.

Произошло это в 1918г., а начиная с 20-х годов советские печатные издания стали выпускать статьи, которые подвергали сомнению ту или иную ценность храма. Естественно, авторы подобных высказываний - это люди, которые не имели совершенно никакого отношения к зодчеству: Демьян Бедный, Герцен, а также другие. А то, что церковь была возведена в честь героям Отечественной войны 1812г., и то, что она является и культовым сооружением для христиан, и историческим, и архитектурным монументом, на тот момент совершенно было выпущено из внимания.

В 1929г. в СССР проводилось массовое мировоззренческое наступление на вероисповедание, девиз которого звучал: Безбожная Москва, безбожная колхозная деревня. Помимо этого, на тот момент применили новый метод при разгроме церквей - их просто-напросто взрывали. Согласно этому было решено разгромить храм Христа Спасителя, и вместо этого построить большой Дворец Съездов.



Хотите тут побывать? Нажмите Ctrl+D и вы сюда еще обязательно вернетесь!

Консультанты портала Great-Travel рекомендуют каждому туристу:

Обратите внимание! Это кнопка помощи! Спросите совет друзей об этом месте, ведь среди них точно найдутся те, кому есть что сказать или кто там уже был! Узнайте мнение друзей - кликните на социальную сеть, в которой вы зарегистрированы:

Задавайте любые вопросы в комментариях - на них отвечают наши консультанты!

ОТЗЫВЫ ТУРИСТОВ И КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ

Сукина Мария
Гость
Сообщений: 0
Статус:
Храм Христа Спасителя расположен в Москве в очень удачном месте. Я там была на экскурсии, когда ездила в Москву. Мне очень понравилось и место, и сама архитектура, и внутреннее убранство храма. Видно, что здание современное, новое, хорошо отреставрированное.
29 сентября 2014 12:28
Имя:* E-Mail:
Комментировать


Найдите дешевые авиабилеты в любую точку мира!


Читайте нас в Twitter

Вступайте в наше сообщество

Google
Интересный и полезный блок для Вас


Мы уверены, что кто-то из ваших друзей бывал в этих краях!
Узнайте их мнение об этом месте. Просто выберите социальную сеть:


 

 

Great-Travel - это современная энциклопедия путешествий. Мы собрали описания стран, городов, интересных мест со всей планеты. Наша миссия - создание интерактивной площадки по обмену опытом между туристами по всему миру. Наша команда рада приветствовать вас на нашем сайте и желает вам новых впечатлений!


Дмитрий Быстров
Главный редактор портала Great-Travel

Максим Сокуров
Турист со стажем, частный гид.
Более 80 стран за плечами. Объездил все континенты автостопом и за рулем.
 
Елена Ерошина
Турагент, частный гид.
15 лет работы в туриндустрии. Большая сеть личных контактов по всему миру среди частных гидов.

Консультанты с радостью бесплатно ответят на ваши вопросы по всем странам и городам мира. Как задать вопрос:
 

  1. Вбейте в поиске направление или место на планете
  2. На соответствующей станице задайте вопрос в блоке комментариев внизу

Для поиска введите название страны, города или места:


Самые красивые места мира

Интересный поиск




Наша планета

Гора Эверест: неизвестные факты об известной вершине

Узнайте больше о величественном Эвересте, таящим в себе множество опасноестей и секретов.
0
  |  
11482

Город Памуккале, Турция

Сегодня город Памуккале известен своими многочисленными геодезическими бассейнами, которые обладают
1
  |  
2528

Новости туризма

В Польшу пришли серебристые редкие облака

3-07-2016, 22:02
28 июня с наступлением вечера в небе в Люблинском воеводстве можно было увидеть уникальное для этих мест явление, а именно

© 2011-2016 «Грейт-Тревел» - Современная Энциклопедия Путешественника. Все права защищены
Проект компании "Интернет Аналитика"